Выбор режима работы АКПП производится при перемещением кулисы по различным положениям, обозначенным буквами Р, R, N и D.

Р (Паркинг) – в данном положении в акпп, выходной вал коробки заблокирован, что позволяет удерживать автомобиль на месте.

R (Реверс) – в данном положении происходит включение заднего хода.

N (Нейтралка) – в данном положении выходной вал коробки не заблокирован, поэтому автомобиль может катиться как в перед, так и назад.

D (Драйв) – в данном положении автомобиль начинает движение вперед и происходит последовательное переключение всех передач в автоматическом режиме.

     Выше перечисленные режимы работы автоматической трансмиссии – являются стандартными для всех видов АКПП. Кроме стандартных режимов работы «автомата», бывают также специальные режимы, которые позволяют изменять характер поведения автоматической коробки передач.

     Специальные режимы подразделяются на следующие типы:

Экономичный режим – переключение передач происходит на более низких оборотах двигателя, что позволяет обеспечить более плавное переключение передач и экономию топлива.

Спортивный режим – переключение передач происходит на высоких или максимальных оборотах двигателя, что позволяет максимально использовать всю мощность двигателя.

Ручной режим – данный режим позволяет производить выбор передачи в ручную или ограничивать переключение передач(т.е выше заданной передачи коробка переключатся не будет)

Простые правила которые продлят жизнь вашей 

Перевод кулисы в положения P<->R<->D должен производится при полной остановке автомобиля и нажатой педалью тормоза. Отпускать педаль тормоза можно только после полного включения передачи. Следует избегать долгой пробуксовки колес, например когда автомобиль застрял в грязи или в снегу. В таких случаях нужно не просто переключать селектор с положений R<->D чтобы добиться “эффекта раскачки”, но и останавливаться в точке зависания чтобы трансмиссия успела полностью включить передачу.

Запрещается буксировать автомобиль с не запущенным двигателем. Но некоторые производители автомобилей допускают буксировку на короткие расстояния при скорости до 50км/ч, но это все индивидуально для каждого автомобиля поэтому точную информации по данному вопросу в найдете только в  инструкции по эксплуатации вашего авто.

Например, Jeep Grand Cherokee разрешается транспортировать только на эвакуаторе. Дело в том что смазка в акпп осуществляется под давлением, которое создает масленый насос. Масленый насос акпп – находится внутри трансмиссии, при этом если двигатель не запущен насос не создает  давление, нужное для смазки деталей автоматической коробки. Также строго запрещается вытаскивать застрявший автомобиль, автомобилем с «автомат» коробкой.

Как выбрать автомобиль с «автоматом»? 

При покупке и выборе автомобиля с автоматической коробкой передач, нужно быть очень осторожным и внимательным, так как вроде бы небольшие проблемы с акпп в дальнейшем могут потребовать дорогостоящий ремонт или  полное восстановление акпп. Поэтому при выборе автомобиля с акпп лучше обратится за помощью к человеку, который хотя бы имеет опыт эксплуатации такого автомобиля. И обязательно сделать диагностику у специалистов которые занимаются ремонтом акпп. Если такой возможности нет, можно попробовать самостоятельно определить состояние акппЧто нужно проверить при покупке авто с “автоматом”:

Первым делом нужно проверить  уровень и состояние жидкости в акпп, но при отсутствии щупа самостоятельно вам это сделать будет не просто. Уровень масла проверяется только при работающем двигателе по меткам на щупе, обычно в режиме паркинга. Жидкость должна быть чистой без посторонних частичек, и ни в коем случае не коричневого или черного цвета. Грязная черная жидкость с запахом гари – показатель того,  что трансмиссии нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт. Если с маслом все в порядке, следующие что необходимо вам сделать это запустить двигатель, после чего нажать педаль тормоза и перевести кулису последовательно по всем положениям. При этом передачи должны включатся без задержек, возможно с легким толчком вперед или назад. Если при включении передачи происходят сильные толчки и задержки более 3-5сек., это может говорить о неисправности. Так же следует проверить автомат в движении. При разгоне  следует обратить внимание на динамику автомобиля, обороты двигателя должны повышаться пропорционально разгону автомобиля, то есть не должно быть ощущение пробуксовки.  Пробуксовка – ещё один признак неисправности АКПП. Время переключения не должно быть более 0,3с. На ровной поверхности при отпускании педали тормоза в положениях «D» и «R» (педаль газа не нажимаем!!!) автомобиль должен тронуться плавно без рывков, дерганей и толчков. Если после отпускания педали тормоза в режиме «D» и «R» авто стоит на месте, это тоже признак не исправности автоматической коробки передач.

Обслуживание АКПП

      При обслуживании автомат коробки меняется прокладка поддонафильтр и трансмиссионная жидкость. Не обслуживаемых автоматических трансмиссий, не бывает. Бывают акпп в которых не меняется фильтр (хоть он там и есть), но масло нужно менять во всех акпп, также необходимо следить за уровнем ATF (жидкости для автоматических коробок). Масло необходимо менять через каждые 30тыс. пробега для минерального масла и 60тыс.для синтетики. Причем разные типы масел бывают не совместимы для смешивания и могут вспениваться если их смешать, поэтому нужно заливать то масло которое рекомендует завод производитель вашей акпп. Для этого существуют специальные допуски (например: у Toyota T-lV и WS). Конструктивная особенность «автомата»  не позволяет полностью слить масло без разборки, поэтому меняется, только большая его часть. Замена масла в акпп должна проводится только специалистами.